Методики для диагностики насилия в семье и определения психологического портрета абьюзера .
Рисуночные тесты:
* Дом, дерево, человек
* Несуществующее животное
* Рисунок семьи
* Семья животных.
* Семья в образах сказочных героев
Методика "Рисунок семьи" несет социальный образ семьи: видимый, внешний.
Методика "Семья животных" несет конформный образ семьи: инстинктивный, естественный.
Методика "Семья в образах сказочных героев" несет идеальный образ семьи: ресурсный, желанный.
А тест-рисунок "Несуществующее животное" довольно часто даже отдельно от этой подборки применяется как классический тест на склонность человека к агрессии и насилию.
Интерпретация психолога и вопросы предъявляемые к рисунку:
Дом, дерево, человек.
Что происходит на рисунке?
Какую ситуацию нарисовано?
Происходит ли взаимодействие между человеком, деревом, домом? Какое?
С чем (кем) ассоциируете дом, дерево, человека?
Что они могут символизировать?
Какое время года?
Дом
Кто хозяин дома?
Хотите ли Вы быть хозяином дома (если клиент не назвал себя)?
Сколько комнат в доме? Какая из них человека?
Дом построен вблизи или вдали? Сколько лет дому?
Дерево
Нравится ли дереву здесь расти? Хватает ли ему воды?
Хорошо ли о дереве заботятся?
Чего хочется дереву?
Какое дерево (молодое, старое, здоровое больное)? Сколько ему лет?
Человек
Кто это?
Сколько ему лет?
Живет ли он в этом доме? С кем?
Что человек делает на этом рисунке? Какое у него настроение?
Сколько ему лет?
На что необходимо обратить внимание на рисунках семьи:
Рисунок семьи
Эстетика
Размер рисунка
Смещение композиции
Расстояние между членами семьи
Наличие дополнительных образов
Контекст нарисованного (дома, за столом, на улице в городе, на природе)
Семья животных
Символическое значение нарисованных животных
Характер взаимодействия между животными
К какому виду относятся эти животные (например, на одном из рисунков девочкой были нарисованы змеи)
Эмоциональное восприятие животных ("змеи холодные существа, которые не обращают внимание на своих детей" - игнорирование ребенка)
Семья в образах сказочных героев
К каким сказкам относятся сказочные герои, какова их характеристика
Содержание творческого потенциала каждого героя, особенно персонажа, которым является автор
Теневая сторона каждого героя и возможность его компенсации
Характер взаимодействия героев между собой
Перспектива взаимодействия вместе
Семья животных
Кто нарисован на рисунке?
Какие это животные? Каков у них характер? Что они любят, что нет?
Какое настроение, чем занимаются?
В каких отношениях между собой животные? (может кто-то кого-то преследует, охотится за кем-то)
Часто ли они бывают вместе?
Что самое главное для этих животных?
Что с ними будет завтра?
Несуществующее животное
Как зовут это животное?
Где оно живет? Может с кем-то?
Чем питается?
Чем занимается? Что любит больше всего?
Есть ли у него друзья? Кто они?
Есть ли враги? Кто они? Чего оно боится?
О чем мечтает? Какое у него настроение?
Какого оно размера? Сколько ему лет?
Далее клиенту для полной диагностики дается задание придумать сказку с этим животным. "Жил-был ..."
ИТОГ
Приведенные выше методики позволяют специалисту сориентироваться в психологических характеристиках личности, которая склонна к насилию в семье (или уже его совершает) и позволяет определить дальнейшую программу работы психолога с данным человеком.
У ребенка позволяет как выявить возможность насилия в семье по отношению к нему, а также выявить кто именно является источником насилия из членов семьи
Наблюдение за деятельностью ребенка.
Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки.
Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам.
Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.
Карта наблюдений
Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия. Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, психологом (любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком).
Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.
Ф.И.О. опрашиваемого ______________________________________________________
Ф.И.О. ученика _____________________________________________________________
Возраст ученика_________________________ Дата ______________________________
- Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
- Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт.
- Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых.
- Замкнуто и отчужденно держится с родителями .
- Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется.
- Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения.
- Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
- Выражение лица чаще всего угрюмое и отрешенное.
- Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.
- Навязывается другим, им легко управлять.
- С некоторыми сверстниками ведет себя заискивающе.
- Сделав что-то, часто тайком изучает реакцию присутствующих.
- Резко негативно относится к замечаниям.
- Агрессивен (кричит, употребляет силу).
- Пристает к более слабым детям.
- Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
- Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
- Не заинтересован в учебе.
- Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.
- Непунктуален, не старателен.
- Одевается вызывающе (не по возрасту).
- Бесцельно двигает руками. Наблюдаются разнообразные «тики», подергивания.
- Грызет ногти.
- Говорит отрывисто, запинается, часто срывается на крик.
- Грязен, неопрятен.
- Выглядит так, как будто очень плохо питается.
- Родители часто лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.
- Часты вирусные заболевания.
Все вопросы разделены по шкалам:
Недоверие к новым людям и ситуациям 1, 2, 3, 4
Депрессия и уход в себя 5, 6, 7, 8
Тревожность по отношению к окружающим 9, 10, 11, 12
Враждебность по отношению к окружающим 13, 14, 15, 16
Недостаток социальной нормативности 17, 18, 19, 20
Невротические симптомы 21, 22, 23, 24
Неблагоприятные условия среды 25, 26, 27, 28
В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.
раскрыть » / « свернуть