Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату.
Разлука с семьей, даже неблагополучной,- утрата для ребенка, которая сопровождается процессом переживания горя.
Боль и потеря – реальные составляющие жизни. Дети, теряющие семью, узнают об этом слишком рано. Подобная травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности - физический, психологический, социальный.
Процесс переживания горя – достаточно длительный (около года), особенности его протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура , последовательность стадий – общая для всех людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.
1) Начальная (шок) – Оцепенение, тревога, отрицание.
Кратковременная стадия, когда ошеломление нарушает восприятие реальности, происходит своего рода «отключение» чувствительности – эмоциональной и физической. Длится от нескольких минут до 2-3 недель. «Застревание» на этой стадии более чем на 3-6 месяцев требует помощь специалиста.
Главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: "ему все нипочем". Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется не долго - либо последует "взрыв", когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения - "аффект тормозит интеллект"), капризы и слезы "без повода", ночные кошмары, расстройств желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т.п.
2) Острая (дезорганизация) – Амбивалентность. Боль и отреагирование. Поиск. Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения регуляции деятельности.
В этой фазе горе обрушивается на человека всей тяжестью. Чем большее место в жизни занимала потеря, тем труднее в этот период, длящийся от 2-х месяцев до года.
Если на стадии шока важна физическая забота, то на стадии острого горя необходимо находится рядом с человеком, оказывать эмоциональную поддержку (в т.ч. возможна работа с медиками и психологами) и помощь в организации дел. Если адаптация к потере не происходит более года, и признаки острого горя не смягчаются, участие специалистов становится обязательным.
Эта стадия характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребёнку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу:
- Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи, и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность., и ребёнок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко;
- Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определённого или быть самодавлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. они могут гневаться на «предавших» их родителей. На «разлучников»- милицию и детский дом, которые «вмешались не в своё дело». Наконец, на приёмных воспитателей – как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит;
-Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семье ребёнку выразить свою печаль и понять её причины, воспитатели помогут ему тем самым преодолеть состояние стресса;
- Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причинённую потерянными родителями. Даже у взрослых людей боль может ассоциироваться с наказанием за что-то. «Почему это случилось со мной?», «Я- плохой ребёнок, со мной что-то не так», «Я не слушался родителей, плохо помогал им – и меня забрали». Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребёнок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происходящее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приёмных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности;
- Тревога. В критических ситуациях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребёнок может бояться отвержения приёмными родителями. Или испытывать иррациональный страх за своё здоровье и жизнь, также – за жизнь приёмных воспитателей и/или родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, - в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.
3) Утихающая (реорганизация) – Восстановление.
В это время происходит свыкание с потерей: человек способен вновь войти в жизнь, которая принимает в расчет утрату, но не заполнена ею целиком. Важное значение для прохождения этой стадии имеет отыскание смысла в утрате, чтобы соотнести ее со своим пониманием жизни, Бога или добра.
Происходит осознание того, что наихудшее случилось, человек принял это и уцелел, и теперь снова готов жить и расти – с памятью об ушедшем и ради него.
Признаки реорганизации: меньше слез; возврат физической активности и интереса к жизни; сосредоточение на настоящем и будущем, а не на прошлом; появление положительных эмоций, повышение эмоциональной экспрессии; восстановление самооценки; чувство защищенности.
Детям сложнее, они не знают как правильно себя вести, что должны делать, чувствовать. Их опыт не позволяет понять, что утрата означает полную перемену жизни. Облечь свои переживания в слова они тоже не могут. Они как бы «замирают», и их поведение может выглядеть таким же, как всегда – что сбивает с толку взрослых, ошибочно полагающих, что «дети не понимают» и «им всё равно».
Способность ребенка справляться со стрессом зависит от следующих факторов:
- социальное и эмоциональное благополучие ребенка в момент травмы;
- опыт привязанности и близких отношений с другими взрослыми;
- присутствие и забота близких ребенку людей в момент травмы;
- индивидуальная динамика переживаний и способы отреагирования.
Способы отреагирования и снятия напряжения в стрессе:
(по Мерфи и Мориэ)
- удаляться в безопасное место;
- отойти от окружающих на некоторое время, чтобы «прийти в себя»;
- использовать различные приемы для успокоения самого себя;
- отреагировать с помощью символических игр и фантазии;
Личностные характеристики, помогающие пережить стресс:
- активность и самостоятельность ребенка
- самоуважение и вера в себя
- уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо
- гибкость и способность приспосабливаться к новому
- ответственность за кого-то, кроме себя
Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. (Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны.) Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.
Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки – как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи ребенок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи – самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребенка.
Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в новую семью или учреждение. Дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей - тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что многие адаптирующиеся к новым жизненным условиям дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными.
Часто встречающее заблуждение заботящихся о ребёнке взрослых – «он ненавидит своих родителей». На самом деле ребёнок, обвиняющий своих родителей и ругающий их, «застрял» в фазе острого аффекта переживания утраты, и это препятствует его дальнейшему личностному развитию и отношениями с людьми. То, что по-настоящему нужно ребёнку в такой ситуации,- это помощь взрослых в том, чтобы отреагировать свой гнев приемлемым образом, и перейти к стоящей за ним потребности в родительской любви, постоянстве и заботе.
Еще одно традиционное заблуждение – считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребенка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое. Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими.
Родитель является для ребенка первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.У всех детей и подростков, испытавших или переживших отсутствие заботы, обнаруживаются проблемы привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, когда необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисциплинированным. Дисциплинарные меры, которые весьма успешно применяются для большинства детей, могут совершенно не действовать на ребенка с проблемами привязанности.
Это происходит потому, что резко меняется социальная ситуация развития ребенка. Дети, привязанные к своим родителям, хотят сохранить эмоциональную близость с ними и учатся делать это, доставляя удовольствие родителям своим положительным поведением, послушанием и пр. Способы управления поведением у родителей и взрослых в таких ситуациях довольно понятно и легко применимы. Взрослые создают физическую или эмоциональную дистанцию при нарушении норм и правил, неподчинённость их требованиям (отправили в другую комнату, высказали неодобрение, лишили удовольствия), и это очень хорошо действует на детей с нормальными привязанностями и самооценкой.
Дети, у которых есть проблемы привязанности, имеют иную систему ценностей. Ребенок, переживший разлуку или утрату родителей, изъятие из семьи, многочисленные переезды из одного учреждения в другое, от одних родственников к другим, не стремится к близости. Чтобы защитить себя от боли, которую он испытывает при взаимодействии со взрослыми, ребенок старается, чтобы преодолеть эту боль, создавать барьеры между собой и воспитателями, собой и любым взрослым. И если по отношению к такому ребенку взрослые принимают обычные дисциплинарные меры (например, отстранение, невнимание, лишение похвалы и пр.), они добиваются того, чего и хочет ребенок, - возможности избежать эмоциональной близости, что не в интересах развития ребенка и его психического состояния.
Дети в ожидании, что их обязательно отвергнут, специально провоцируют взрослых своим поведением на такие поступки, что убеждает ребенка: он не ошибся и взрослый обязательно отвернется от него за его плохое поведение.
Многие дети, перенесшие эмоциональные травмы, связанные с разлукой, отверженные близкими, считают, что не заслуживают того, чтобы им кто-то уделял внимание, интересовался их делами. (Появление комплекса неполноценности, связанного с помещением ребенка в учреждение, укрепляет у него уверенность в том, что он не достоин ничего хорошего, даже награда за хорошее поведение не радует его.)
Эффективным в подобных ситуациях становится постоянное физическое присутствие рядом с ребенком, которое способствует появлению уверенности: что бы ты ни сделал, взрослый всегда будет рядом с тобой и позаботится о тебе. Для всех взрослых, которые оказывают помощь и поддержку воспитанникам (специальных учреждений), очень важно концентрировать внимание не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. Они проявляются в таких высказываниях взрослых: «Я верю, что ты можешь находить общее дело с детьми!», «Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа!», «Я уверена, что ты можешь успешно учиться!» и т.п. То есть дети, потребности которых не удовлетворялись, нуждаются в убеждении, что они могут получить то, что им необходимо, не пытаясь зарабатывать это.
При появлении у ребенка желания что-то сделать гораздо важнее его поддержать, чем использовать запрет на занятие в качестве наказания. Построение добрых отношений между взрослым и ребенком позволит сформировать новые привязанности. Простое общение – разговор о том, как провел день, какие игры понравились, что читал, - объятия перед сном – всё это способствует формированию добрых отношений и развивают эмоциональную близость.Взрослый должен общаться с ребенком невзирая на то, что ребенок ведет себя плохо. Для этого самому надо начинать общаться с ребенком, не ожидая инициативы от него.
Проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.
Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д.Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать сокружающими.
Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Те, неблагоприятные условия, с которыми столкнулись дети, накладывают негативный отпечаток на формирование личности ребёнка. Важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить
раскрыть » / « свернуть